Севастопольская газета | Блог: Кино с изнанки

30.11.2012 Выкл. Автор admin

Когда фильм смотрит обычный зритель, он следит за сюжетом и сопереживает героям. А когда картину смотрит профессионал-киношник, он в первую очередь оценивает, как это сделано. Поработав на киноплощадках с разными режиссерами и в разных должностях, хотела бы рассказать немного о съемках кино.

p1019811_800-1463620
Режиссер сидит за плейбэком

Рабочие будни Рабочий день у съемочной группы минимум 12 часов с момента начала смены. Но это не значит, что не будет переработок в пару часиков. К тому же, до начала смены еще нужно доехать к месту съемки, а это может занять еще около часа. Чтобы уложиться в съемочный день, зачастую вставать приходится в четыре утра, в пять выезжать, а с шести начинать работать. С утра все ходят заспанные, злые и замерзшие. Вечером, как только сядет солнце, и кажется, что рабочий день закончен, в дело вступают волшебники-осветители и создают день. Работать, товарищи, и еще раз работать!

Ночная смена — когда день начинается вечером и заканчивается утром. Если ночные смены идут подряд несколько суток, то у киношников меняется представление о времени суток и вы можете услышать фразу «Доброе утро» в шесть вечера.

p1010261_800-7183498
Чтобы лучше снять прохождение резиновой лодки с актерами по порогам горной речки, оператор сам полез в воду. Несколько часов съемок оператор и декораторы

провели в ледяной воде Черной речки

Кто такая «хлопушка»? Ассистент режиссера, или как его еще называют — «хлопушка», отвечает за ведение монтажных листов. Хлопушка — пластмассовая черно-белая штука, на которой написан номер сцены, номер кадра и дубля, — очень нужна для того, чтобы потом файлы со звуком можно было легко смонтировать с видеофайлами. Если звук не пишется, то хлопушка не хлопает и номера кадров не называют. Иногда ассистент также отвечает за то, чтобы на площадке был порядок, приносит чай и кофе оператору и режиссеру, следит, чтобы режиссер вовремя поел, приносит ему еду и убирает за ним. В обязанности входит носить для режиссера стул. Если на площадке нет ассистента по актерам, то «хлопушка» должна следить, чтобы у всех был текст перед съемкой, чтобы все были на площадке вовремя. В некоторых проектах эти обязанности распределены между другими людьми и «хлопушка» только хлопает и пишет монтажные листы.

Непонятные слова

«Когда я первый раз пришла работать в кино, меня спросили, что я умею. Я сказала, что ничего. Тогда мне сказали: «Ну ладно, иди к плейбэку». Мне было очень неудобно спросить что Это такое, но я пошла Это искать. Через час я наконец услышала, что человек пошел к плейбэку, и побежала за ним. Оказалось, что это всего лишь небольшой экран, подключенный к камере, на который записывается получаемое изображение. За плейбэком обычно сидит режиссер вместе с инженером плейбэка и отсматривают материал», — рассказала ассистент по актерам Дарья Беленькая. Еще в кино бывают непонятные новичкам хромакей, долли, мультикаплер и партикабль.

p1019103_600-9460241
Съемки с хромакеем

Хромакей — это зеленый или синий фон, на котором снимают актеров для того, чтобы потом можно было бы дорисовать нужный фон с помощью компьютера. Эта штука часто и на телевидении используется.

p1014853_800-9869774
Оператор снимает со съемочного крана

Долли — это целая отрасль в кинематографе, к которой относятся люди, занимающиеся специальными приспособлениями для съемки. В их ведении съемочные краны, рельсы для камер (долли), обвесы, стэдикамы и многое другое. Это специалисты высокого уровня, потому что от них зависит жизнь оператора. Вы даже не представляете над какими пропастями порой летает оператор на кране, чтобы снять удачные кадры!

p1015262_800-9417800
Оператор парит над пропастью, чтобы снять лучшие кадры

Мультикаплер — вертолетик на радиоуправлении, в который вмонтирована камера. У него восемь винтов и выглядит он очень смешно и мило, а стоит очень дорого. Когда на площадке все стали говорить про партикабль, то в моем представлении это должно было быть нечто особенное и устрашающее. На самом деле это сооружение напоминает помост. Его высоту можно регулировать в зависимости от задач оператора.

p1010106_600-8354858
Так выглядит партикабль

p1010124_600-4178670
Приземление парашютистов-актеров снимали
с партикабля, а реально летали каскадеры

Кроме режиссера и оператора, директора и продюсера, важными считаются осветители и механики камер. Их технику трогать ни в коем случае нельзя. К технике осветителей относятся не только фонари, фильтры, отражатели, пенники, но и специальные коробочки — эполбоксы. Они общаются непонятными словами, могут ругаться матом и не разрешают стоять в лучах света. Не менее важны художники-декораторы. «Найдите дырку в скале и поставьте в нее прибор, если дырка недостаточно глубокая, скажите декораторам, чтобы сделали ее больше», — нормальная практика у режиссеров. А уж как человек с ломом будет долбить скалу — никого не интересует. Декораторы — это настоящие волшебники, которые могут все: держать помост под водой, пока актриса в несколько дублей с него прыгает, страховать каскадеров, закрепить все что угодно где угодно, создать любые вещи из пенопласта и краски и т.д.

p1012628_800-8707511
На берегу лежит самый обыкновенный корабельный винт…

p1016975_800-1059001
А на самом деле он сделан из пенопласта

В Севастополе побывать на съемочной площадке в массовке может каждый житель. Фильмов здесь снимается очень много, так что надеюсь, что мой личный опыт будет кому-то полезен.

Автор: Екатерина ПРИЛЕПСКАЯ